Защита курсовой работы в виде выставки - аукциона
Бардина И.Н.
ФГОУ СПО Тульский экономический колледж
преподаватель высшей категории
В статье рассматривается использование новой формы обучения и воспитания - проведение итогового занятия по курсовому проектированию в виде выставки – аукциона.
Цель проведения занятия – оценка профессиональных навыков при разработке программ с использованием объектно – ориентированного, визуального и структурного программирования, умения объективно оценивать достоинства и недостатки программных продуктов, развитие навыков публичного выступления, умения работать над одной проблемой в небольшом коллективе.
В последние годы защита курсового проекта по дисциплине «Технология разработки программного продукта» для студентов специальности 230105 «Программное обеспечение автоматизированных систем и вычислительной техники» проводится в виде выставки - аукциона, что позволяет развить у студентов самооценку своего труда, умение сравнивать различные программные продукты, созданные студентами группы. На такой защите требуется проявить не только умение правильно разработать и отладить программу, но и способность к оформлению дизайна программы, обоснованию ее достоинств и недостатков, демонстрации работы.
Зная, что его проект будет оцениваться своими же товарищами, каждый старается выделить в своей программе что-то оригинальное, что могло бы заслужить одобрение других студентов. В то же время воспитывается чувство коллективизма. В фирмы разработчиков и в фирмы покупателей входят несколько студентов, которые стараются защитить интересы своей фирмы на аукционе, заработать для своей фирмы большую прибыль. Фактор соревнования заставляет студентов подготовить более качественные доклады к защите проекта, тщательно подготовиться к ответам на вопросы своих товарищей.
Место проведения занятия – лаборатория вычислительной техники или читальный зал колледжа.
Для проведения выставки - аукциона необходимо обеспечение:
- техническое:
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- программное:
- среда Delphi;
- операционная система Microsoft Windows XP Rrofessional;
- дидактическое:
- карточки-визитки у представителей фирм, ведущего аукцион и у ассистента;
- набор чеков у фирм-покупателей;
- молоточек у ведущего аукцион;
- поднос, мультимедийный проектор у ассистента ведущего;
- табличка с надписью «Экспертная комиссия».
При предварительной подготовке необходимо:
1. Выбрать:
- ведущего аукцион;
- ассистента ведущего;
2. Предложить студентам распределиться по 2-4 человека, представляющих фирмы – разработчики программного обеспечения и фирмы, покупающие разработанные проекты.
В последующем покупатели и продавцы меняются ролями. Студенты должны придумать названия своим фирмам и подготовить каждый свою визитную карточку. Кроме того, студенты, относящиеся к фирмам покупателям, должны приготовить несколько вопросов по пояснительной записке, тексту программы и схеме работы программы.
Студенты, являющиеся сотрудниками фирм – разработчиков программного обеспечения, готовят:
1. Краткий доклад по своему проекту (постановка задачи, входная и выходная информация, показ по схеме принципов работы своей программы).
2. Электронную версию программы для демонстрации
на компьютере ее работы.
3. Самооценку своей курсовой работы (в баллах).
4. Рассчитывают предварительную стоимость проекта, исходя
из условия, что 1 балл самооценки равен 1 чеку.
Чек - это условная денежная единица, принятая на выставке-аукционе .
Фирмы – покупатели получают в свое распоряжение чеки на одинаковую сумму (например, 500 чеков). Чеки имеют достоинство 1, 3 , 5, 10, 20, 50.
41 чек
43 чека
45 чеков
410 чеков
420 чеков
450 чеков
Рисунок 1. Образцы чеков.
Сумму, предоставляемую в распоряжение фирмы-покупателя, нужно рассчитывать, исходя из примерной самооценки разработанных проектов.
Критерии самооценки курсовых работ Таблица 1
№пп
Критерии самооценки
Самооцен-
ка
Оценка эксперта
1
Оформление пояснительной записки
0 – 5 баллов
0 – 5 баллов
2
Содержание пояснительной записки
0 – 5 баллов
0 – 5 баллов
3
Оформление графической части
0 – 5 баллов
0 – 5 баллов
4
Правильность графической части
0 – 5 баллов
0 – 5 баллов
Функциональная пригодность:
5
Пригодность для применения
0 – 5 баллов
0 – 5 баллов
6
Защищенность;
0 – 5 баллов
0 – 5 баллов
7
Согласованность со стандартами и планами проектирования.
0 – 5 баллов
0 – 5 баллов
Надежность:
8
Уровень завершенности (отсутствие ошибок)
0 – 5 баллов
0 – 5 баллов
9
Устойчивость к ошибкам и перезапускаемость (длительность восстановления).
0 – 5 баллов
0 – 5 баллов
Применимость:
10
Понятность
0 – 5 баллов
0 – 5 баллов
11
Простота использования
0 – 5 баллов
0 – 5 баллов
Сопровождаемость:
12
Изменяемость
0 – 5 баллов
0 – 5 баллов
13
Тестируемость
0 – 5 баллов
0 – 5 баллов
Переносимость:
14
Адаптируемость
0 – 5 баллов
0 – 5 баллов
15
Структурированность
0 – 5 баллов
0 – 5 баллов
16
Графический интерфейс приложения
0 – 5 баллов
0 – 5 баллов
Пример заполнения таблицы оценки курсовой работы.
Студент Еремин Н.Н. Группа 415-П Таблица 2
№пп
Критерии самооценки
Самооцен-
ка
Оценка эксперта
1
Оформление пояснительной записки
4
4
2
Содержание пояснительной записки
4
4
3
Оформление графической части
4
4
4
Правильность графической части
5
5
Функциональная пригодность:
5
Пригодность для применения
5
5
6
Защищенность;
3
3
7
Согласованность со стандартами и планами проектирования.
4
4
Надежность:
8
Уровень завершенности (отсутствие ошибок)
5
5
9
Устойчивость к ошибкам и перезапускаемость (длительность восстановления).
5
5
Применимость:
10
Понятность
5
5
11
Простота использования
5
5
Сопровождаемость:
12
Изменяемость
5
5
13
Тестируемость
5
5
Переносимость:
14
Адаптируемость
5
5
15
Структурированность
4
4
16
Графический интерфейс приложения
4
4
Итого
72
72
При проведении выставки, фирмы – разработчики программного обеспечения должны представить свою продукцию. Ведущий объявляет название фирмы-продавца.
Ассистент на доске записывает (или с помощью проектора выводит на экран) название фирмы, фамилию каждого сотрудника фирмы, тему его проекта, самооценку в баллах и первоначальную стоимость. Студенты, сотрудники представляемой фирмы, поочередно делают краткий доклад по своему проекту. На стендах представляется графическая часть проектов в виде выполненных на листах ватмана схем программ. На компьютере демонстрируется работа программ.
Студенты – сотрудники фирм покупателей и представители экспертной комиссии задают вопросы. Экспертная комиссия включает преподавателя – руководителя курсовой Рисунок 2. Презентация курсовой работы работы и всех приглашенных преподавателей. Экспертная комиссия проверяет правильность самооценки курсовой работы, сделанную студентами. Количество задаваемых вопросов лучше ограничить определенным числом, например 6 – 7, и считать, что правильный ответ на вопрос прибавляет один чек к первоначальной стоимости, а неверный ответ уменьшает первоначальную стоимость на один чек. Фирмам – покупателям за каждый заданный вопрос дается 1 чек. После представления разработок каждой фирмы начинается аукцион.
Ведущий называет первоначальную стоимость проектов каждой фирмы – продавца. Фирмы – покупатели предлагают свой вариант стоимости. Ведущий ударами молоточка отмечает факт продажи. Ассистент с подносом подходит к фирме-покупателю за чеками и отмечает на доске (или на экране) против названия фирмы-продавца стоимость проданного проекта, а против названия фирмы – покупателя стоимость приобретенного товара.
По окончании аукциона слово берет представитель экспертной комиссии, то есть преподаватель – руководитель курсовой работы. Он делает вывод о качестве
Рисунок 3. Аукцион
разработанных работ, отмечает их достоинства и недостатки, отмечает работу покупателей, качество подготовленных вопросов, работу ведущего и его ассистента, сообщает поставленные оценки.
Пример заполнения таблицы результатов проведения аукциона
Таблица 3
№ п/п
Название фирмы
Фамилия сотрудника
Тема проекта
Первоначальная
стоимость
Окончательная
стоимость
Окончательная стоимость
1
ОАО "Колос"
Афанасьев С.В.
Разработка программы
"Сельскохозяйственный кооператив"
69
500
500
2
International Systems
Борисова М.П.
Разработка программы "Абитуриенты"
75
352
352
3
Used Cars
Еремин Н.Н.
Разработка программы "Автомобили"
72
760
760
4
International Systems
Зуев Д.Г.
Разработка программы "Расписание"
71
500
500
5
ОАО "Колос"
Сотников С.В.
Разработка программы "Столовая"
74
900
900
6
WebSoft
Федотов П.В.
Разработка электронного учебника по предмету "Технология разработки программного продукта"
74
1050
1050
Результаты выставки - аукциона курсовых работ обнадеживают: студенты очень добросовестно готовятся к такой защите, ревниво ждут оценки своего труда со стороны товарищей, спорят о достоинствах и недостатках работ, стараются «приобрести» такую программу, которая наиболее оригинальна, имеет наибольшую стоимость. Многие программы, созданные при курсовом проектировании, используются в учебном процессе: проведение программированных опросов, обучающие программы, электронные учебники.
Список литературы
1. Булатова О.С. Искусство современного урока. - М.: «Академия», 2006. -256 с.
2. Морева Н.А. Технология профессионального образования.- М.: Изд.центр «Академия», 2005.-432 с.
3. Столяренко Л. Д. Педагогика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 448 с.